Финансы

сущность, функции, структура, управление

Рыночные реформы

В период проведения рыночных реформ оказалась подорванной экономика всех видов кооперации (сельскохозяйственной, потребительской и др.). Государство должно использовать финансовую систему для поддержки кооперации, ее укрепления и развития, включения деятельности кооперативных предприятий в общегосударственные процессы.
Финансовые отношения между государством и кооперативными организациями регулируются с помощью экономических рычагов — системы налогообложения, предоставления различного рода экономических льгот, системы заказов на продукцию и услуги, заключения договоров.
Созданные в условиях социализма различные общественные организации в сфере нематериального производства (учреждения культуры, организации спорта, организации информационной службы, религиозные и др.) сохраняются в условиях перехода к рынку и при рынке. Каждая из этих организаций имеет свой бюджет, формируемый либо независимо от государства (за счет членских взносов, пожертвований, доходов от побочной предпринимательской деятельности), либо с привлечением средств государственных и кооперативных организаций на безвозмездной и паевой основе. Финансовые отношения государства с общественными организациями возможны и на двусторонней основе. Так, бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения, а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие государственного сектора.
Существует широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Это финансовые отношения прежде всего по поводу получения различного рода выплат (пенсий, пособий, стипендий), а также предоставления льгот из общественных фондов народного потребления, в частности выплат средств на образование, медицинское обслуживание и др.